Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход
История создания rc вертолетов [1]
Какие бывают вертолеты [1]
Как выбрать вертолет [1]
Аппаратура радиоуправления - шаги по настройке [1]
История создания rc вертолетов [1]
Какие бывают вертолеты [1]
Как выбрать вертолет [1]
Аппаратура радиоуправления - шаги по настройке [1]

Наш опрос

Какие радиоуправляемые модели вы предпочитаете?
Всего ответов: 398
История создания rc вертолетов [1]
Какие бывают вертолеты [1]
Как выбрать вертолет [1]
Аппаратура радиоуправления - шаги по настройке [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
История создания rc вертолетов [1]
Какие бывают вертолеты [1]
Как выбрать вертолет [1]
Аппаратура радиоуправления - шаги по настройке [1]

Форма входа

Шаблоны для Юкоз спортивной тематики

Календарь

Главная » Статьи » Вертолеты » Аппаратура радиоуправления - шаги по настройке

Аппаратура радиоуправления - шаги по настройке
* Введение
* Что такое полетные режимы и зачем они нужны
* Использование полетных режимов
* Полетные режимы
* Как настраивается модель вертолета
* Подведение итогов

Введение

После разработки механизма коллективного управления углом атаки лопастей (общий шаг) модели вертолета, началась новая эра пилотирования. Радиоуправляемые вертолеты получили возможность выполнять исключительно сложные маневры, такие, как висение и полет ротором вниз. При этом возникли трудности уже не у аппарата, а у пилота. У нас всего две руки, а каналов для управления - минимум пять. Конечно, проблема двух рук и пяти каналов уже решалась управлением с помощью одной ручки газа двумя зависимыми параметрами - газом и шагом (углом атаки лопастей), задаваемых в аппаратуре с помощью кривых, но это не позволяло осуществлять пилотирование во всех возможных вариантах. Тогда-то и придумали полетные режимы.
Что такое полетные режимы и зачем они нужны

При пилотировании радиоуправляемого вертолета возникает потребность в специальных настройках модели для выполнения каких-либо фигур или просто удобного совершения полетов. Так, для комфортного висения, взлета и посадки нужен небольшой расход шагов в отрицательную сторону и большой - в положительную. Для 3D-пилотажа желательны максимальные расходы шага в обоих направлениях. Для выполнения какой-то особой фигуры может потребоваться вообще какая-то уникальная настройка модели, и так далее.

Как путь решения данной проблемы практически во всех микропроцессорных передатчиках уже создаются так называемые "полетные режимы". Их может быть от одного до максимально возможных к заданию в аппаратуре. При этом, в зависимости от производителя оборудования и его марки, возможны различные варианты реализации настроек индивидуальных параметров полетных режимов. В любом случае, все передатчики с вертолетной программой обязательно позволяют хранить 3 кривые для каждого полетного режима:

* Шага
* Газа
* Шага хвостового ротора. Не используется, когда гироскоп работает в режиме "удержания направления" (Heading Hold, AVCS).

Давайте с вами рассмотрим наиболее употребительные варианты настройки полетных режимов. При этом, конечно, не забываем об основном принципе: ротор модели вертолета должен вращаться с постоянной скоростью.
Использование полетных режимов

Для того, чтобы понять, как их использовать, давайте рассмотрим две модели.

Пилотажный вертолет, выполняющий серию фигур, а именно:
# Взлет.
# Пролет по прямой, переключение на Idle1.
# Разворот с разгоном.
# Петля.
# Бочка, переключение на Idle2.
# Часы, переключение на Normal.
# Разворот, переключение на Hold (авторотация).
# Посадка на авторотации.

Рабочий вертолет
# Взлет, переключение на дополнительный полетный режим (Idle1).
# Выполнение каких-либо действий, переключение на Normal.
# Посадка.

При этом можете обратить внимание на то, что вместо настроек Idle 1 дополнительно заданы настройки полетного режима, возможно, более стабильного висения или чего-то еще.
Полетные режимы

Рассмотрим наиболее часто употребляемые полетные режимы и варианты их настройки.
Что такое кривая шага, газа

Считается, что перемещение заслонки двигателя в зависимости от положения ручки газа на аппаратуре всегда линейно. К моделям вертолетов данный принцип не относится - здесь управление происходит только шагом винта основного ротора, и положение заслонки является производной шага, а вид кривой зависит от нагрузки на ротор. Управление не имеет линейной зависимости, и в связи с этим управляющие воздействия задаются кривыми газа и шага.

При изменении шага основного ротора меняется и реактивный момент, разворачивающий вертолет в направлении, противоположном вращению ротора. Соответственно, для компенсации этого явления приходится вносить поправку в тягу хвостового ротора. Обычно это делается путем задания зависимости шага хвостового ротора от газа мотора. При использования гироскопов в режиме "удержания направления" (Heading Hold, AVCS) данную кривую не задают.
Нормальный режим (Normal)

Данный полетный режим является наиболее употребительным, во всяком случае, все начинающие пилоты обучаются пилотированию модели в этом режиме. Более опытные пилоты осуществляют в этом режиме только взлет и посадку. Нормальный режим считается базовым при настройке аппаратуры, а в некоторых моделях передатчиков он даже выносится в отдельную строку при настройке - в отличие от пилотажных режимов. Таким образом, у вас может не быть пилотажной настройки, а вот "Нормальная" должна быть всегда.

Для чего тогда предназначен этот режим и что в нем можно делать?

* Взлет
* Посадка
* Висение
* Полет в горизонте без переворотов
* Любые маневры, где не требуется обратный шаг (отрицательный угол наклона лопастей главного ротора) и повышенная энерговооруженность.
Кривая шага:

В первой точке угол равен -4 градуса. Данный параметр влияет на скорость спуска модели вертолета. Его иногда устанавливают равным -5…-6, но, как правило, только опытные пилоты, так как при порывах ветра при малом шаге модель "вспухает" - почти прекращает свой спуск. Причиной служит ветер, увеличивающий подъемную силу. Но в случае пропадания порыва модель, конечно, начнет более быстрый спуск. Новичкам можно рекомендовать установить -3 градуса - тогда модель будет очень медленно спускаться, даже если вы дадите ручку до конца вниз. Однако в порывистый ветер пилотирование будет более сложным.

Давайте рассмотрим соответствующую кривую газа:

Кривая газа, конечно, начинается с 0. В ее нижней точке вы производите запуск двигателя вашей модели вертолета. Далее - крутой подъем до 35% (в зависимости от мощности используемого двигателя), и небольшая пологая часть. На этой части кривой и происходит пилотирование. Обычно скорость вращения ротора в этот момент около 1500 оборотов при шаге 5-6 градусов; при этом ручка газа на аппаратуре находится ровно посредине. Кстати, насчет этого есть различные мнения. Большая часть пилотов советует настраивать точку висения на 3/4 ручки газа, мотивируя это тем, что пилот привыкает к точке висения в том положении, где она будет при 3D полетах, а также тем, что при переключении режимов в "точке висения" не будет рывков модели. Половина хода ручки рекомендуется только при начальном обучении, и то не всегда - переучиваться потом труднее, чем учиться.

В данный момент модель вертолета висит без перемещения по вертикали. Эту точку часто называют точкой висения, когда происходит уравновешивание подъемной силы и силы тяжести. Это особая точка. Многие типы аппаратуры позволяют точно подстраивать (триммировать) шаг и газ в этой точке.

Далее. Для поддержания постоянных оборотов при увеличении шага, конечно, поднимается и кривая газа:
Пилотажный режим 1 (Idle1)

При дальнейшем совершенствовании техники пилотажа пилоты столкнулись с проблемой полета в инверсном режиме (инверсе), то есть вниз ротором.

При этом, разумеется, ротор сохраняет направление вращения, а меняется только угол атаки лопастей - на отрицательный.

Существует две методики такого пилотирования: с инвертированием управления (с помощью переключателя) и без инвертирования. В первом случае переключатель на аппаратуре позволяет полностью изменить управление, то есть попросту "перевернуть" его - вы сможете продолжать полет без проблем, как и летели до этого в нормальном полете. Второй случай - без инвертирования переключателем. В инверсном полете при опускании ручки газа вниз вы получаете обратный (отрицательный) шаг и увеличение мощности двигателя.

Если бы не надо было выполнять каких-либо пилотажных фигур с постоянным изменением ориентации модели, то с использованием переключателя, конечно, было бы удобнее летать. Но пилот мечтает выполнять сложные и красивые полеты! А тогда можно просто запутаться с переключателем… В настоящий момент развивается, главным образом, одно направление - управление без использования переключателя. При этом необходимо, чтобы при увеличении отрицательного шага соответственно добавлялся и газ - дабы сохранить равномерное вращение ротора. Обычно для этого режима устанавливают около 1600 оборотов в минуту, что позволяет выполнять более резкие маневры.
Видео, режим Idle1
pilotag2.avi 1,61 MB

Для чего предназначен этот режим и что в нем можно делать?

* Горизонтальный быстрый полет, с разгоном.
* Петли
* Любые маневры, где требуется обратный шаг без повышенной энерговооруженности.

Кривая шага:

Кривая шага начинается со значений шага, равных -5…-6 градусов при положении ручки около нуля. Этого угла достаточно для выполнения пилотажных фигур: петля, бочка, висение. Центральная точка позволяет осуществлять висение при более высоких оборотах. Ну, а крайняя правая соответствуем максимумам шага и мощности двигателя.

Кривая газа:

Кривая имеет вид воронки с небольшим скосом. Обычно Idle1 используют для выполнения таких фигур, как петля, бочка, висение в инверсе - то есть для выполнения маневров с небольшой нагрузкой на ротор в перевернутом полете. Поэтому и первая точка расположена чуть ниже, чем 100%. Центральная точка устанавливается так, чтобы ротор не раскручивался больше, чем требуется для полетного режима при положении ручки газа в середине. Эта точка на кривой газа немного выше, чем при полете в "Нормальном" режиме - для обеспечения ротора большим запасом энергии. При использовании более мощных двигателей возможна и обратная ситуация: в центральной точке кривая будет намного ниже, чем в нормальном режиме. Крайняя правая точка находится на 100 процентах, так как мы используем максимальный шаг:
Пилотажный режим 2 (Idle2)

Развитие пилотажа, накопление опыта пилотирования, изобретение новых фигур, появление новых возможностей моделей привело к рождению 3D- пилотажа. 3D-пилотаж требует особых настроек модели вертолета. На вопрос, каких именно, можно ответить просто - максимально возможных! Пилот-экстремал пытается выжать из модели вертолета максимум возможностей. При этом полет производится с максимально возможными значениями шага и мощности, при поддержании постоянных оборотов главного ротора.
Видео, режим Idle2
pilotag1.avi 1,06 MB

Для чего предназначен это режим и что можно делать?

* Все возможности Idle1
* Часы (Тик-Так, Метроном)
* Торнадо
* Отстрел
* Петли с пируэтами
* Висение ротором вниз (Инверс)
* Любые маневры, где требуется обратный шаг с повышенной энерговооруженностью.

Кривая шага:

Кривая шага имеет самую простейшую форму: это прямая линия от минимального значения шага до максимального, проходящая, конечно, через 0. При недостаточной мощности двигателя некоторые пилоты рекомендуют сделать ее в виде ломаной линии с центральной точкой в +2 градусах. Модель получает максимально возможные динамические характеристики.

Кривая газа:

Для обеспечения постоянных оборотов кривая газа также изменяется и, соответственно, уже две точки находятся на 100 %. При этом не надо забывать, что в среднем положении ротор не должен излишне раскручиваться (более, чем необходимо для пилотирования модели в данный момент). При этом чаще всего используется частота вращения ротора 1750…1850 об/мин.
Авторотация (Hold)

Авторотация является спасательным жилетом вертолета, а для опытного пилота - еще и очень зрелищной фигурой пилотажа. Но поскольку отключать двигатель перед каждой авторотацией не слишком-то интересно, был придуман еще один режим - Hold. Смысл его очень прост - в данном режиме двигатель работает на холостых оборотах и обгонная муфта главного ротора (или связки роторов) и двигателя разблокирована. При этом изменение шага происходит в зависимости от положения ручки газа, а вот двигатель работает на холостых оборотах, пока вы не отключите этот режим.

При обучении возможна и обратная процедура: при неудачном заходе на посадку в режиме авторотации вы можете переключиться в другой полетный режим и продолжить полет.

Для чего предназначен этот режим и что в нем можно делать?

* Авторотация

Кривая шага:

Обратите внимание: кривая имеет большой отрицательный шаг в нулевом положении ручки. Это связано с тем, что для поддержания необходимых оборотов главного ротора набегающим потоком необходимо значение шага -6 градусов, а в некоторых вариантах и более. Центральная точка кривой шага находится чуть выше 0 - для комфортного торможения и посадки. Для выполнения 3D фигур в режиме авторотации рекомендуется устанавливать углы в центральной точке 0 градусов. И, конечно, максимум по положительному шагу - чтобы полностью использовать энергию ротора.
Дополнительные режимы

Основная цель полетных режимов - облегчить пилотирование модели. Многие пилоты-спортсмены часто делают полетные режимы практически для каждой выполняемой ими фигуры. При этом учитывается огромное количество параметров. Могут существовать отдельные полетные режимы для всевозможных погодных условий, всяческих дополнительных условий - различных лопастей и т.п. Количество полетных режимов даже на топовых версиях передатчиков невелико, например, у JR10 всего 4, а у Futaba 9Z - 8 полетных режимов. При применении памяти на несколько моделей для использования множественных полетных режимов надо иметь в виду, что переключение между моделями в полете очень опасно! В любом случае, данный механизм позволяет очень точно настроить модель вертолета и аппаратуру к конкретным условиям и требованиям пилота.
Как настраивается модель вертолета

Установка углов атаки лопастей на модели вертолета - очень ответственная процедура. Для настройки понадобятся:
# Конечно же, сама модель вертолета, с корректно настроенной механикой.
# Измерительная линейка или, в случае отсутствия специального измерителя, -транспортир.
# Аппаратура радиоуправления.
# Очень желателен кабель для непосредственного подключения приемника к аппаратуре (DSC-кабель), чтобы не засорять эфир ненужным сигналом.

Теперь приступаем к настройке углов атаки лопастей.

Установим модель вертолета так, чтобы ротор мог свободно вращаться, а лопасти при этом находились на уровне глаз.

Фиксируем сервоось (ось серволопаток) так, чтобы она была параллельна хвостовой балке и перпендикулярна оси ротора. Если зафиксировать ее невозможно, то перед каждой регулировкой будем выравнивать сервоось заново.

# Цапфа крепления лопасти
# Сервоось
# Стопор сервооси, специально разработанный для моделей фирмы X-cell

Устанавливаем измерительную линейку на лопасть. В случае деревянных лопастей - на расстоянии 80 мм от комля, а в случае пластиковых или карбоновых - 80 мм от конца лопасти. Данное правило связано с тем, что деревянные лопасти подвержены крутке, которая обычно меняется в полете. Поэтому точно определить угол по кончику лопасти невозможно. Карбоновые же лопасти могут иметь конструктивную крутку, которую надо учитывать при настройке.

Убеждаемся в том, что механика собрана правильно, следующим образом. При установке в аппаратуре кривой шага в 0 градусов и ручке газа в среднем положении линейка должна показать угол, равный 0, для этого очень удобно использовать полетный режим Idle1. Поворачиваем ротор, переставляем измеритель углов и проверяем угол атаки противоположной лопасти. Если он не равен нулю - настраиваем механику. Для того, чтобы измерить угол, необходимо выровнять базисную поверхность линейки с сервоосью, после чего на линейке и будет указано значение угла атаки лопасти.

Устанавливаем газ в минимальное положение и меняем кривую шага в данной точке пока линейка не покажет нужный угол. Затем передергиваем ручку газа (верх, вниз), чтобы выбрать люфты и измеряем снова. Так повторяем, пока не установим необходимый угол. Данную процедуру установки углов лопастей проводим для каждой заданной точки кривой шага, в случае прямолинейной возможна проверка в крайних и центральной точке.

После установки углов кривой шага можем начать установку кривой газа. К сожалению, никак нельзя проверить ее правильность, кроме как в реальном полете. Желательно проверить, что игла карбюратора совершает правильное, согласно заданной кривой, движение - особенно это важно при 3D настройках.


Главная страница » Статьи: Радиоуправляемые вертолеты » Аппаратура радиоуправления - шаги по настройке »

Аппаратура радиоуправления - шаги по настройке

* Введение
* Что такое полетные режимы и зачем они нужны
* Использование полетных режимов
* Полетные режимы
* Как настраивается модель вертолета
* Итого

Введение

После разработки механизма коллективного управления углом атаки лопастей (общий шаг) модели вертолета, началась новая эра пилотирования. Радиоуправляемые вертолеты получили возможность выполнять исключительно сложные маневры, такие, как висение и полет ротором вниз. При этом возникли трудности уже не у аппарата, а у пилота. У нас всего две руки, а каналов для управления - минимум пять. Конечно, проблема двух рук и пяти каналов уже решалась управлением с помощью одной ручки газа двумя зависимыми параметрами - газом и шагом (углом атаки лопастей), задаваемых в аппаратуре с помощью кривых, но это не позволяло осуществлять пилотирование во всех возможных вариантах. Тогда-то и придумали полетные режимы.
Что такое полетные режимы и зачем они нужны

При пилотировании радиоуправляемого вертолета возникает потребность в специальных настройках модели для выполнения каких-либо фигур или просто удобного совершения полетов. Так, для комфортного висения, взлета и посадки нужен небольшой расход шагов в отрицательную сторону и большой - в положительную. Для 3D-пилотажа желательны максимальные расходы шага в обоих направлениях. Для выполнения какой-то особой фигуры может потребоваться вообще какая-то уникальная настройка модели, и так далее.

Как путь решения данной проблемы практически во всех микропроцессорных передатчиках уже создаются так называемые "полетные режимы". Их может быть от одного до максимально возможных к заданию в аппаратуре. При этом, в зависимости от производителя оборудования и его марки, возможны различные варианты реализации настроек индивидуальных параметров полетных режимов. В любом случае, все передатчики с вертолетной программой обязательно позволяют хранить 3 кривые для каждого полетного режима:

* Шага
* Газа
* Шага хвостового ротора. Не используется, когда гироскоп работает в режиме "удержания направления" (Heading Hold, AVCS).

Давайте с вами рассмотрим наиболее употребительные варианты настройки полетных режимов. При этом, конечно, не забываем об основном принципе: ротор модели вертолета должен вращаться с постоянной скоростью.
Использование полетных режимов

Для того, чтобы понять, как их использовать, давайте рассмотрим две модели.

Пилотажный вертолет, выполняющий серию фигур, а именно:
# Взлет.
# Пролет по прямой, переключение на Idle1.
# Разворот с разгоном.
# Петля.
# Бочка, переключение на Idle2.
# Часы, переключение на Normal.
# Разворот, переключение на Hold (авторотация).
# Посадка на авторотации.

Рабочий вертолет
# Взлет, переключение на дополнительный полетный режим (Idle1).
# Выполнение каких-либо действий, переключение на Normal.
# Посадка.

При этом можете обратить внимание на то, что вместо настроек Idle 1 дополнительно заданы настройки полетного режима, возможно, более стабильного висения или чего-то еще.
Полетные режимы

Рассмотрим наиболее часто употребляемые полетные режимы и варианты их настройки.
Что такое кривая шага, газа

Считается, что перемещение заслонки двигателя в зависимости от положения ручки газа на аппаратуре всегда линейно. К моделям вертолетов данный принцип не относится - здесь управление происходит только шагом винта основного ротора, и положение заслонки является производной шага, а вид кривой зависит от нагрузки на ротор. Управление не имеет линейной зависимости, и в связи с этим управляющие воздействия задаются кривыми газа и шага.

При изменении шага основного ротора меняется и реактивный момент, разворачивающий вертолет в направлении, противоположном вращению ротора. Соответственно, для компенсации этого явления приходится вносить поправку в тягу хвостового ротора. Обычно это делается путем задания зависимости шага хвостового ротора от газа мотора. При использования гироскопов в режиме "удержания направления" (Heading Hold, AVCS) данную кривую не задают.
Нормальный режим (Normal)

Данный полетный режим является наиболее употребительным, во всяком случае, все начинающие пилоты обучаются пилотированию модели в этом режиме. Более опытные пилоты осуществляют в этом режиме только взлет и посадку. Нормальный режим считается базовым при настройке аппаратуры, а в некоторых моделях передатчиков он даже выносится в отдельную строку при настройке - в отличие от пилотажных режимов. Таким образом, у вас может не быть пилотажной настройки, а вот "Нормальная" должна быть всегда.

Для чего тогда предназначен этот режим и что в нем можно делать?

* Взлет
* Посадка
* Висение
* Полет в горизонте без переворотов
* Любые маневры, где не требуется обратный шаг (отрицательный угол наклона лопастей главного ротора) и повышенная энерговооруженность.

Кривая шага:

В первой точке угол равен -4 градуса. Данный параметр влияет на скорость спуска модели вертолета. Его иногда устанавливают равным -5…-6, но, как правило, только опытные пилоты, так как при порывах ветра при малом шаге модель "вспухает" - почти прекращает свой спуск. Причиной служит ветер, увеличивающий подъемную силу. Но в случае пропадания порыва модель, конечно, начнет более быстрый спуск. Новичкам можно рекомендовать установить -3 градуса - тогда модель будет очень медленно спускаться, даже если вы дадите ручку до конца вниз. Однако в порывистый ветер пилотирование будет более сложным.

Давайте рассмотрим соответствующую кривую газа:

Кривая газа, конечно, начинается с 0. В ее нижней точке вы производите запуск двигателя вашей модели вертолета. Далее - крутой подъем до 35% (в зависимости от мощности используемого двигателя), и небольшая пологая часть. На этой части кривой и происходит пилотирование. Обычно скорость вращения ротора в этот момент около 1500 оборотов при шаге 5-6 градусов; при этом ручка газа на аппаратуре находится ровно посредине. Кстати, насчет этого есть различные мнения. Большая часть пилотов советует настраивать точку висения на 3/4 ручки газа, мотивируя это тем, что пилот привыкает к точке висения в том положении, где она будет при 3D полетах, а также тем, что при переключении режимов в "точке висения" не будет рывков модели. Половина хода ручки рекомендуется только при начальном обучении, и то не всегда - переучиваться потом труднее, чем учиться.

В данный момент модель вертолета висит без перемещения по вертикали. Эту точку часто называют точкой висения, когда происходит уравновешивание подъемной силы и силы тяжести. Это особая точка. Многие типы аппаратуры позволяют точно подстраивать (триммировать) шаг и газ в этой точке.

Далее. Для поддержания постоянных оборотов при увеличении шага, конечно, поднимается и кривая газа:
Пилотажный режим 1 (Idle1)

При дальнейшем совершенствовании техники пилотажа пилоты столкнулись с проблемой полета в инверсном режиме (инверсе), то есть вниз ротором.

При этом, разумеется, ротор сохраняет направление вращения, а меняется только угол атаки лопастей - на отрицательный.

Существует две методики такого пилотирования: с инвертированием управления (с помощью переключателя) и без инвертирования. В первом случае переключатель на аппаратуре позволяет полностью изменить управление, то есть попросту "перевернуть" его - вы сможете продолжать полет без проблем, как и летели до этого в нормальном полете. Второй случай - без инвертирования переключателем. В инверсном полете при опускании ручки газа вниз вы получаете обратный (отрицательный) шаг и увеличение мощности двигателя.

Если бы не надо было выполнять каких-либо пилотажных фигур с постоянным изменением ориентации модели, то с использованием переключателя, конечно, было бы удобнее летать. Но пилот мечтает выполнять сложные и красивые полеты! А тогда можно просто запутаться с переключателем… В настоящий момент развивается, главным образом, одно направление - управление без использования переключателя. При этом необходимо, чтобы при увеличении отрицательного шага соответственно добавлялся и газ - дабы сохранить равномерное вращение ротора. Обычно для этого режима устанавливают около 1600 оборотов в минуту, что позволяет выполнять более резкие маневры.
Видео, режим Idle1
pilotag2.avi 1,61 MB

Для чего предназначен этот режим и что в нем можно делать?

* Горизонтальный быстрый полет, с разгоном.
* Петли
* Любые маневры, где требуется обратный шаг без повышенной энерговооруженности.

Кривая шага:

Кривая шага начинается со значений шага, равных -5…-6 градусов при положении ручки около нуля. Этого угла достаточно для выполнения пилотажных фигур: петля, бочка, висение. Центральная точка позволяет осуществлять висение при более высоких оборотах. Ну, а крайняя правая соответствуем максимумам шага и мощности двигателя.

Кривая газа:

Кривая имеет вид воронки с небольшим скосом. Обычно Idle1 используют для выполнения таких фигур, как петля, бочка, висение в инверсе - то есть для выполнения маневров с небольшой нагрузкой на ротор в перевернутом полете. Поэтому и первая точка расположена чуть ниже, чем 100%. Центральная точка устанавливается так, чтобы ротор не раскручивался больше, чем требуется для полетного режима при положении ручки газа в середине. Эта точка на кривой газа немного выше, чем при полете в "Нормальном" режиме - для обеспечения ротора большим запасом энергии. При использовании более мощных двигателей возможна и обратная ситуация: в центральной точке кривая будет намного ниже, чем в нормальном режиме. Крайняя правая точка находится на 100 процентах, так как мы используем максимальный шаг:
Пилотажный режим 2 (Idle2)

Развитие пилотажа, накопление опыта пилотирования, изобретение новых фигур, появление новых возможностей моделей привело к рождению 3D- пилотажа. 3D-пилотаж требует особых настроек модели вертолета. На вопрос, каких именно, можно ответить просто - максимально возможных! Пилот-экстремал пытается выжать из модели вертолета максимум возможностей. При этом полет производится с максимально возможными значениями шага и мощности, при поддержании постоянных оборотов главного ротора.
Видео, режим Idle2
pilotag1.avi 1,06 MB

Для чего предназначен это режим и что можно делать?

* Все возможности Idle1
* Часы (Тик-Так, Метроном)
* Торнадо
* Отстрел
* Петли с пируэтами
* Висение ротором вниз (Инверс)
* Любые маневры, где требуется обратный шаг с повышенной энерговооруженностью.

Кривая шага:

Кривая шага имеет самую простейшую форму: это прямая линия от минимального значения шага до максимального, проходящая, конечно, через 0. При недостаточной мощности двигателя некоторые пилоты рекомендуют сделать ее в виде ломаной линии с центральной точкой в +2 градусах. Модель получает максимально возможные динамические характеристики.

Кривая газа:

Для обеспечения постоянных оборотов кривая газа также изменяется и, соответственно, уже две точки находятся на 100 %. При этом не надо забывать, что в среднем положении ротор не должен излишне раскручиваться (более, чем необходимо для пилотирования модели в данный момент). При этом чаще всего используется частота вращения ротора 1750…1850 об/мин.
Авторотация (Hold)

Авторотация является спасательным жилетом вертолета, а для опытного пилота - еще и очень зрелищной фигурой пилотажа. Но поскольку отключать двигатель перед каждой авторотацией не слишком-то интересно, был придуман еще один режим - Hold. Смысл его очень прост - в данном режиме двигатель работает на холостых оборотах и обгонная муфта главного ротора (или связки роторов) и двигателя разблокирована. При этом изменение шага происходит в зависимости от положения ручки газа, а вот двигатель работает на холостых оборотах, пока вы не отключите этот режим.

При обучении возможна и обратная процедура: при неудачном заходе на посадку в режиме авторотации вы можете переключиться в другой полетный режим и продолжить полет.

Для чего предназначен этот режим и что в нем можно делать?

* Авторотация

Кривая шага:

Обратите внимание: кривая имеет большой отрицательный шаг в нулевом положении ручки. Это связано с тем, что для поддержания необходимых оборотов главного ротора набегающим потоком необходимо значение шага -6 градусов, а в некоторых вариантах и более. Центральная точка кривой шага находится чуть выше 0 - для комфортного торможения и посадки. Для выполнения 3D фигур в режиме авторотации рекомендуется устанавливать углы в центральной точке 0 градусов. И, конечно, максимум по положительному шагу - чтобы полностью использовать энергию ротора.
Дополнительные режимы

Основная цель полетных режимов - облегчить пилотирование модели. Многие пилоты-спортсмены часто делают полетные режимы практически для каждой выполняемой ими фигуры. При этом учитывается огромное количество параметров. Могут существовать отдельные полетные режимы для всевозможных погодных условий, всяческих дополнительных условий - различных лопастей и т.п. Количество полетных режимов даже на топовых версиях передатчиков невелико, например, у JR10 всего 4, а у Futaba 9Z - 8 полетных режимов. При применении памяти на несколько моделей для использования множественных полетных режимов надо иметь в виду, что переключение между моделями в полете очень опасно! В любом случае, данный механизм позволяет очень точно настроить модель вертолета и аппаратуру к конкретным условиям и требованиям пилота.
Как настраивается модель вертолета

Установка углов атаки лопастей на модели вертолета - очень ответственная процедура. Для настройки понадобятся:
# Конечно же, сама модель вертолета, с корректно настроенной механикой.
# Измерительная линейка или, в случае отсутствия специального измерителя, -транспортир.
# Аппаратура радиоуправления.
# Очень желателен кабель для непосредственного подключения приемника к аппаратуре (DSC-кабель), чтобы не засорять эфир ненужным сигналом.

Теперь приступаем к настройке углов атаки лопастей.

Установим модель вертолета так, чтобы ротор мог свободно вращаться, а лопасти при этом находились на уровне глаз.

Фиксируем сервоось (ось серволопаток) так, чтобы она была параллельна хвостовой балке и перпендикулярна оси ротора. Если зафиксировать ее невозможно, то перед каждой регулировкой будем выравнивать сервоось заново.
# Цапфа крепления лопасти
# Сервоось
# Стопор сервооси, специально разработанный для моделей фирмы X-cell

Устанавливаем измерительную линейку на лопасть. В случае деревянных лопастей - на расстоянии 80 мм от комля, а в случае пластиковых или карбоновых - 80 мм от конца лопасти. Данное правило связано с тем, что деревянные лопасти подвержены крутке, которая обычно меняется в полете. Поэтому точно определить угол по кончику лопасти невозможно. Карбоновые же лопасти могут иметь конструктивную крутку, которую надо учитывать при настройке.

Убеждаемся в том, что механика собрана правильно, следующим образом. При установке в аппаратуре кривой шага в 0 градусов и ручке газа в среднем положении линейка должна показать угол, равный 0, для этого очень удобно использовать полетный режим Idle1. Поворачиваем ротор, переставляем измеритель углов и проверяем угол атаки противоположной лопасти. Если он не равен нулю - настраиваем механику. Для того, чтобы измерить угол, необходимо выровнять базисную поверхность линейки с сервоосью, после чего на линейке и будет указано значение угла атаки лопасти.

Устанавливаем газ в минимальное положение и меняем кривую шага в данной точке пока линейка не покажет нужный угол. Затем передергиваем ручку газа (верх, вниз), чтобы выбрать люфты и измеряем снова. Так повторяем, пока не установим необходимый угол. Данную процедуру установки углов лопастей проводим для каждой заданной точки кривой шага, в случае прямолинейной возможна проверка в крайних и центральной точке.

После установки углов кривой шага можем начать установку кривой газа. К сожалению, никак нельзя проверить ее правильность, кроме как в реальном полете. Желательно проверить, что игла карбюратора совершает правильное, согласно заданной кривой, движение - особенно это важно при 3D настройках.

Далее, если необходимо, производим настройку других полетных режимов. При этом тщательно проверяем установленные углы - обязательно на обеих лопастях.

Подведем итоги:
# Полетные режимы предназначены для облегчения пилотирования модели вертолета.
# Полетных режимов может быть столько, сколько нужно пилоту: от одного обязательного до максимального количества, поддерживаемых аппаратурой управления.
# Если кривая газа при минимальном положении ручки газа находится не на 0, то двигатель в таком положении заводить нельзя. И останавливать ротор рукой тоже нельзя, поскольку двигатель будет раскручивать ротор. При попытке завести мотор в таком режиме вы можете очень сильно пострадать, а модель - разрушиться.
# Нет четко предписанных полетных режимов - их характеристики зависят только от настроенных кривых газа и шага, а также от желания пилота, безопасности и удобства управления.
# Настройка полетных режимов - очень ответственная операция, требующая повышенного внимания.
# Используйте только специальные линейки для измерения углов, так как они значительно облегчают жизнь.

Категория: Аппаратура радиоуправления - шаги по настройке | Добавил: rcsid (15.02.2011)
Просмотров: 7389 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 1
1 King  
0
Без бутылки не разберешься

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]