Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход
С чего начать [1]
Основы 3D пилотажа [1]

Категории раздела

С чего начать [1]
Основы 3D пилотажа [1]

Наш опрос

Радиоуправляемые модели - это интересно?
Всего ответов: 151
С чего начать [1]
Основы 3D пилотажа [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
С чего начать [1]
Основы 3D пилотажа [1]

Форма входа

Шаблоны для Юкоз спортивной тематики

Календарь

Главная » Статьи » Самолеты » Основы 3D пилотажа

Основы 3D пилотажа (Самолеты)


Что такое 3D пилотаж?


Расскажу вкратце, что такое популярный сейчас 3D пилотаж. Это стиль полёта,
граничащий с экстримом и вообще несвойственный самолётам. То есть увидеть 3D
можно только в "модельном" исполнении. Это "кувыркание" буквально в нескольких
сантиметрах от земли, полёты на закритических углах атаки, петли, восьмерки и
прочие фигуры "на ноже" (!) и т.д. и т.п.


Всё началось с "сумасшедших" полётов фан-флаев, которые позволяли выполнять
очень и очень интересные пируэты. Постепенно модели 3D стали более копийными -
сейчас на знаменитом Т.О.С. (Tournament Of Champions - Турнир Чемпионов) по 3D
программе летают копии самолетов "Extra" и "CAP" с размахом около 3-х метров.


Сразу надо сказать, что осваивать 3D лучше только после приобретения неплохих
навыков обыкновенного пилотирования моделей.


Что нужно для 3D пилотажа?


Во многих классах моделей вы можете доверить средний ординарный самолёт в
руки опытного пилота, и он покажет, что техника способна на многое. 3D - не
такой класс.


Для 3D пилотажа нужен соответствующий самолёт. Что значит соответствующий ?
Начнём с управления по тангажу - рули высоты должны составлять не менее 50% от
общей площади горизонтального оперения и они должны работать как дверь в
ковбойском салуне - по 450 в обе стороны. Подобные расходы и на элеронах и киле.
Ещё один очень важный момент - тяга винта. Необходимо, чтобы отношение тяги
винта к весу модели было не меньше 1,2. А ещё лучше - около 1,5 или даже 2 (к
сведению - Т.О.С.овские модели весят 18 кг при тяге 40 - 43 кг). Надёжный
ПРИЁМИСТЫЙ двигатель + винт увеличенного диаметра уменьшенного шага.
Естественно, симметричный профиль крыла и низкая удельная нагрузка. И, самое
главное, как можно более лёгкая модель.


Сейчас многие фирмы выпускают наборы и готовые модели, специально
подготовленные под 3D. Как пример - CAP 232 и Extra 330 фирмы HANGAR 9.


Фигуры



Описание на 5 наиболее популярных фигур 3D:


  • The Elevator - "лифт"
  • The Blender - "миксер"
  • The Harrier - "харриер"
  • The Waterfall - "водопад"
  • The Torque roll - "силовая бочка"

Немного практики - и вы тоже сможете выполнять эти фигуры.


Elevator (Лифт)



Самолёт падает вертикально и при этом угол тангажа составляет 450 при
спокойном ветре (встречном!) или даже больше (почти вертикально) при достаточно
сильном. Газ используется для контроля скорости снижения и угла тангажа.


Как выполнять:


На околосрывной скорости на большой высоте и на малом газу медленно
прибирайте ручку высоты на себя, пока не выберите весь верхний расход рулей
высоты - модель начнёт падать как камень. Для управления по курсу и крену
используйте только киль, не трогайте элероны. Просто держите крылья
горизонтально. Добавьте газ для контроля скорости падения и высоты. После
наблюдений за реакцией модели на покачивание килем вы поймёте, что вся сложность
заключается в "игре" газом и килем.


Выход из фигуры:


Полный газ, перещёлкнуть Dual Rates на зажатые расходы.


Усложненное выполнение:


Держите высоту постоянно и немного добавьте газ перед самой землёй и
переходите в "Харриер" для очень мягкой посадки. Или, ради адреналинчика, дайте
газу и резко переведите модель в вертикаль с переходом в "torque roll".


"Elevator" с тридцати метров до шести и переход в "torque roll" - это круто!


Harrier (Харриер)



Очень медленный горизонтальный полёт с 450 тангажа.


Специальные настройки:


Приподнятые элероны помогут выполнить харриер.


Как выполнять:


Начало - такое же, как и в Elevator - на малом газу на околосрывной скорости
заходите против ветра на желаемой высоте (чем ниже - тем зрелищнее). Позвольте
модели немного "провалится", потом медленно добавляйте газку до тех пор, пока
снижение не прекратится, и прибирайте на себя высоту (на максимальных расходах).
Самолёт должен медленно лететь вперёд без потери высоты и с очень большим углом
тангажа - примерно 40 - 450. Работайте газом для управления высотой и
горизонтальной скоростью. Возможно, при встречном ветре придётся немного
подруливать рулём высоты для сохранения постоянного угла тангажа. Для удержания
модели по курсу и частично по крену используйте киль. Старайтесь как можно
меньше работать элеронами в этой фигуре, т.к. они могут вызвать раскачку модели
и потерю основного курса (и возможно, даже падение).


Основная сложность - сохранить контроль над моделью, если она начнёт
раскачиваться и колебаться по крену.


Обычный выход:


Просто дайте газу и медленно отдавайте высоту, пока модель не перейдёт в
горизонтальный полёт с набором скорости.


Усложненный выход:


Сбавляйте газ для потери высоты и выполните мягкую посадку в стиле "Харриер"
- сначала касание килём, затем основными стойками. Здесь важно не забыть
чуть-чуть добавить газу сразу после касания киля чтобы смягчить "плюханье" на
основные стойки.


Waterfall (Водопад)



Очень зрелищная фигура - самолёт выполняет продолжающиеся "петли" (на самом
деле модель вращается буквально вокруг фонаря!) с небольшой скоростью снижения.


Специальные настройки:


Основной фактор - большой расход рулей. По высоте - по 40-450 вниз и вверх.
Задняя центровка - тоже неплохо для Водопада.


Как выполнять:


Начинайте относительно высоко. Перещёлкнитесь на максимальные расходы. На
малом газу постепенно давайте высоту вверх (пока модель не встанет вертикально).
В этот момент дайте высоту вниз полностью и втопите полный газ. Вам придётся
непрерывно "качать" элероны и киль чтобы добится относительной устойчивости
самолёта. Держите высоту полностью вниз на всём протяжении фигуры (зависит от
вас и ваших нервов). Уменьшайте газ когда нос самолёта идёт вверх и давайте
полный когда нос идёт вниз.


Основная сложность фигуры - это удержание на курсе элеронами и килём. Их
действительно придётся "качать" туда-сюда, делая коррекции. Особенно внимательно
отнеситесь к килю - если ошибётесь, то модель свалится в "штопор на ноже".


Выход:


Просто отпустите ручку высоты - модель сама перейдет в прямолинейный полёт.
Но будет проявляться некоторая инерционность модели - поэтому тренируйтесь
выходить из Водопада на большой высоте.


Для опытных пилотов - когда нос модели приближается к вертикали, отпустите
ручку высоты и перейдите в Torque Roll.


Blender (Миксер)



Бочки вертикально вниз с резким переходом в обратный плоский штопор.


Специальные настройки:


Положительная экспонента 65 - 70%. Задняя центровка. Убедитесь, что крылья
модели достаточно прочны - эта фигура подразумевает неслабую нагрузку на несущие
плоскости (особенно при переходе от бочек к штопору). Как бы не было
схлопывания...


Как выполнять:


Начинайте примерно со 150-200 метров. В горизонтальном полёте плавно
переведите модель в отвесное пикирование на малом газу, дайте крен влево
полностью (всё на максимальных расходах). Сделайте 2-3 полные бочки и быстро
перекиньте ручки в положение обратной штопорной бочки (влево элероны, вправо
киль, вниз высоту) - всё одновременно. Если всё ОК, модель должна сразу же
перейти из левых бочек в обратный плоский штопор с тем же направлением вращения.
Теперь дайте полностью газку - модель ускорит вращение и уменьшит скорость
снижения.


Выход:


Просто отпустите элероны и киль и лишь придерживайте руль высоты немного
вниз. Модель остановит вращение и начнёт набирать скорость в прямолинейном
полёте. Когда скорость будет достаточно большой, полубочкой или полупетлей (да
хоть как) перейдите в нормальный полёт. Не забудьте перещёлкнуться на обычные
"зажатые" расходы - иначе запросто можно свалить самолёт - и выход в почву...


Torque Roll (Силовая бочка)



Культовая фигура из арсенала 3D-флаеров. Самолёт висит на месте вертикально и
выполняет бочки.


Специальные настройки:


Большие расходы на руле высоты и киле. Задняя центровка. И ещё - правильно
подключенный гироскоп переводит фигуру в разряд "детских". Но всё равно очень
зрелищно. Особенно если на малой высоте и близко к себе и зрителям (но не
очень...)


Ось двигателя - вверх на 3 - 40 - как ни странно. Это не позволит модели
сильно опускать нос в Torque Roll.


Движок помощнее и хороший карбюратор для приёмистости, эффективный обдув
рубашки - режим во время фигуры пиковый - винт перегружен. Винт - диаметр
побольше, шаг поменьше. Собственные наблюдения - для .40 - .46 движков - APC
11x4 или 12,25х3,75. Для .90 движков - 17х6 или 16х7


В капоте - большие окна для входа и выхода охлаждающего воздуха.


Как выполнять:


Пролетайте пониже на малом газу и около себя переведите модель на вертикаль и
немного добавьте газ. Теперь дайте влево элероны (немного) и "играйте" газом для
вывешивания модели. Вводите коррекции рулём высоты и килём.


Основная сложность - быстро сообразить, в какую сторону дать киль, когда
модель находится в положении "брюхом к вам". Тут поможет такой приём - киль
давайте в сторону опустившейся консоли.


Выход:


Просто поддайте газку.


Послесловие:


В принципе 3D пилотаж не ограничен только каким-то определённым набором фигур
- вы можете сами придумывать и выполнять что-то новое и сложное.

Категория: Основы 3D пилотажа | Добавил: rcsid (12.05.2009)
Просмотров: 6119 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/135
Всего комментариев: 1
1 Toy  
0
Прикольно biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]